Храм Вознесения Господня

История

 

Храм Вознесения Господня в Екатеринбурге ведет свою историю  с конца ХVIII века. Этот храм – единственное сохранившееся в городе церковное здание, построенное в стиле позднего барокко.3227_1 dai-16-1

Церковь эффектно поставлена на самой возвышенной точке города — Вознесенской горке (290 м), по соседству с классическим ансамблем усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. И в нынешние дни церковь- одна из высотных доминант в панораме города. Этот храм – живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.

Когда-то на месте  храма располагалась загородная дача одного из строителей города В.Н.Татищева. В 1735 году он писал в канцелярию Главного управления: «.. Мне для моей физической болезни здесь в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирский двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано»…

Место, о котором здесь говорится – Вознесенская горка, тогда еще  безымянная, покрытая сосновым лесом. Дом для генерала Татищева возвели из этого срубленного леса, обустроили вместительный погреб, отвели огород. Впервые «Загородный Командирский дом» появился на плане  Екатеринбурга в 1737 году. Сам дом иногда называли «Генеральский» и горку – «Генеральской горкой». К 1790 году генеральский дом пришел в негодность.

История строительства

По просьбе мастеровых Мельковской слободы и старосты прежнего деревянного храма Вознесения купца Николая Карнаухова  в епархиальное управление, было получено благословение на строительство нового храма во имя Вознесения Господня. Вначале храм был деревянным и располагался на западном склоне горки. Но простоял так недолго, вскоре появилась каменная церковь на противоположной стороне улицы. На месте первоначального храма сейчас находится часовня Преподобной Мученицы Елисаветы Феодоровны.

В России день Вознесения Господня – один из главнейших праздников Русской православной церкви. Народ российский в этот день не работал, поскольку день был «неприсутственным»,  выходным.

В городской храм Вознесения Господня – « на престол» на литургию собиралось особенно много богомольцев. По странному стечению обстоятельств, в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие Екатеринбурга.

Начало строительства каменного храма, уже на восточном склоне, в 1792 году было освящено протоиереем Карпинским. Для строительства были использованы чертежи недавно построенного Богоявленского собора. А в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы. Архивные материалы позволили уточнить, что на престоле данной Рождественской церкви располагался антиминс 1800 года. Он подписан преосвященным Иоанном, епископом Пермским и Екатеринбургским . Согласно церковной описи, к 1803 году храм обладал колокольней с 7 колоколами, трапезной, необходимой утварью и богослужебными сосудами.

Полностью нижний храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен только в 1891 году; верхний (холодный) в честь Вознесения Господня – строился до 1818 года -тогда же- 25 июля 1818 года был освящен протоиереем Карпинским.

В 1833 году – Северные пределы – нижний во имя св Митрофана (освящен преосвященным Ионой в 1848 году); верхний – во имя пророка Илии (освящен протоиереем Василием . Луканиным в 1890 году) начали строить в 1792 году, благоустройство продолжалось почти 80 лет. Автор первоначального проекта неизвестен.

В 1839 году заложены Южные пределы: нижний во имя Благовещения Пресвященной Богорородицы (освящен Ионой в 1852 году), верхний — во имя Казанской (освящен протоиерем Василием  Луканиным в 1889 году). Колокольня -3-х ярусная, четырехгранная, первый  ярус  обработан пилястрами и круглыми окнами, на 2 и 3 ярусах – сквозные окна. Венчает колокольню  главка и украшения ее барабана аналогичны главке храма – единственный  сохранившийся в Екатеринбурге образец форм позднего барочного храма. Предположительно проект достройки был сделан архитектором Малаховым, затем переработан архитекторами Турским и  Шулаевым. Планировалось изменить облик церкви с барочного на рус-византийский. Эта идея нашла отражение в архитектурном решении приделов. Позже была достроена колокольня с восемью колоколами, и началась очень яркая и насыщенная жизнь жизнь Вознесенского прихода.

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа. В 1891году в д. Пышминской и в 1893 году – в с. Владимирском были открыты такие же школы.

Лишь со временем храм приобрел ту благолепность и законченность архитектурных форм к которым мы привыкли.

В 1899 году церковь обнесли каменной оградой на средства церковного старосты Антона Адамовича Шанцилло . В ограде , на его же средства, были устроены две каменные кладовые.

Формирование прихода

Согласно статистике, население Екатеринбурга в 1807 – 1850 годах увеличилось на 5458 – с 10023 человек до 15471 человек.

Судя же по клировым ведомостям, рост Вознесенского прихода идет более активно. Так в 1832 году численность прихода была 2967 душ, а в 1859  она уже была 4150 душ.

Такую динамику роста прихода, вероятно, можно объяснить большой популярностью прилегающих к Вознесенской церкви окрестностей, где в 1 половине  Х1Х века началась  активная застройка. Тут начинают строить самые красивые дома: дворец Расторгуева-Харитонова  (строительство началось в 1794 году и продолжалась до 1815 года), такой же красивый, но меньшими размерами дом Тихона Зотова (он существовал только в Х1Хвеке). Но хозяева этих особняков были старообрядцами по религиозным убеждениям и вряд ли были прихожанами Вознесенской церкви.

Здесь же располагался особняк владельцев Сысертских заводов Турчаниновых-Соломирских и дом горного инженера Редикорцева, больше известный по имени его последнего владельца Ипатьева.

Уже к концу Х1Х века часть прихожан из городского населения, а их, видимо, было немало, становятся прихожанами новопостроенной Александро-Невской церкви. Церковь эта была построена на средства екатеринбургского купца Лузина. Почему позже и получила название Лузинской. 28 июня 1895 года преосвященным Симеоном, епископом Екатеринбургским, была освящена и первоначально приписана к Вознесенской церкви. Но через несколько лет новый храм получает самостоятельность. Эта церковь была небольшой, построена из камня, с такой же колокольней. Приход этой церкви состоял из улиц: 2, 3, 4 Мельковских (ныне); Северной (  ), Пышминской ( ), Березовской. Названные улицы принадлежали ранее Вознесенскому приходу.

К Вознесенскому храму относилась северо-восточная часть Екатеринбурга. Прихожанами храма по социальному составу являлись в основном мастеровые. По данным клировых ведомостей за 1832, 1834,1842, 1859 годы число мастеровых чуть превышало половину от общего числа прихожан. Оставшуюся половину составляли категории дворян, офицеров, чиновников, купцов, мещан, низших воинских чинов, крестьян, приписанных к приходу сел. По данным справочника «Весь Екатеринбург» за 1903 год почти каждый третий житель города ходил в храм на Вознесенской горке. Известно, что прихожанами этого храма были известные в городе семьи живших неподалеку камнерезов Липина и Хомутова. По воспоминаниям родных, они также являлись благоустроителями храма.

В городской части прихода всегда имелось небольшое количество старообрядцев, принадлежавших часовенному толку (бывшие беспоповцы). Им было предоставлено отдельное помещение.

Кроме этого, к приходу были приписаны два селения: Пышма и Владимирский (ныне поселок Балтым).

Первое селение, возникшее в 30-х годах ХVIII века, находилось от своей приходской церкви в 10 верстах. Там существовала деревянная часовня. В ней, по просьбе местных жителей, в некоторые праздничные дни приходским причтом отправлялась служба.

С 1891 года  в Пышме начала свою деятельность одноклассная церковно-приходская школа, такая же школа в 1893 г. появилась и в с. Владимирском

В с. Владимирском, расположенном в 18 верстах от Екатеринбурга, где проживало 3305 прихожан, также имелась деревянная часовня с алтарем. В 1893 году эта часовня была освящена благочинным протоиереем Василием Луканиным в церковь во имя великомученицы Параскевы. «В храме этом в Великий пост для говеющих и в некоторые праздники приходским причтом отправляется богослужение».

Храм этот в несколько перестроенном состоянии сохранился до наших дней. Сейчас там возобновилась богослужебная жизнь.

По поводу священнослужителей Вознесенской церкви  клировые ведомости сообщают, что «причта положено по штату издавна: два священника, диакон, два дьячка и два пономаря». Однако  имя второго священника появляется в документах только в 1842 года.  На начало ХХ века в Вознесенском храме служат уже три священника, диакон и три псаломщика, пономари уже не значились в клире.

Что касается материального обеспечения клира, то первоначально до 1839 года «священно церковнослужители на содержание свое постоянного оклада не имели, а содержались «братскими кружечными доходами».

Так, за 1834 год по кружечному сбору было собрано 1800 рублей, что оказывается – «весьма посредственно для содержания».

С 1839 года священно церковнослужителям по утвержденному штату было положено производить жалование: священникам — по 500, диакону – 250, дьячкам – по 175, пономарям – 150 рублей ассигнациями в год. Это, по всей видимости, шло сверх кружечных сборов. Содержание это, как отмечается, достаточно.

С мая 1843 года по указу Святого Синода, священно церковнослужителя производить пособие помещением с отоплением и покосами; дьячкам и пономарям с женами производить провиант в месяц по 2 пуда, а семейству по 1 пуду.

Что касается жилья, то, судя по клировым ведомостям, многие священнослужители в первые годы своего служения личных домов не имели

Святыни храма

В 1860-80 годах иконостасы и иконы храма менялись несколько раз

Иконостасы в каждом пределе храма были солидные. Икон было достаточно. Многие из них – в серебренных и посеребренных ризах, некоторые украшены уральскими самоцветами. Особо почитаемой иконой был образ Богородицы «Всех скорбящих радости», скопированный по желанию и на средства прихожан с чудотворной иконы, находившейся на стекольном заводе вблизи Санкт-Петербурга. Икона эта часто вносилась в дома не только прихожан Вознесенского прихода, но и других храмов города.

В храме почти ежедневно по просьбе кого-то из жителей города служились молебны с чтением акафиста этой иконе. Ныне  икона находится в Кафедральном соборе.

 

Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенных топазами; серебряный позолоченный крест с изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 2 фунта весом(1 кг 200 г) и многое другое

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

Последним настоятелем был Дягилев. Он служил в храме с начала  ХХ века.

Но установившийся порядок жизни сломан революцией 1917 года. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась гражданская война. 17 апреля 1918 года в стенах Вознесенского храма было видно, как к расположенному напротив дому Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «.. поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева.  Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».

В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обители «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: « При звуках колоколов грустно становится при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах».

Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом всё утихло, дом совсем опустел.

Вскоре в город вошли белые войска, а летом 1919 года снова вернулись красные и постепенно начали укреплять свою власть. Декрет об отделении церкви от государства претворялся в жизнь. В 1920 году .Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских. депутатов договор о бесплатном и бессрочном пользовании зданием храма и всем культовым имуществом, обязавшись беречь достояние, ставшее отныне народным. В договоре имелись также политические статьи: -« не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания;…не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».

На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись.. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 56 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда (32 кг).

В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося в Вознесенской церкви имущества. Нашли недостачу – 9 парчовых риз, 40 холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу : «Еще молимся о Святейшем …».  Это считалось  серьезным нарушением  для официальных властей. В то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный:  договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.

Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.

Позднее в Вознесенскую церковь въехал краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.

2 мнений на “История

  1. Мария

    …,а на храм обращала свой взор ! На его величавый, компактный вид на горке. Голубизна краски поблекла, обветшала со временем его» ухоженности», запустения . Но он, все равно, украшал город. Как «кружевное» ,светло-голубое на фоне прозрачности,наполнял твою душу благоуханием самого его необыкновенного вида, «поруганного властями» : ,что людям нес неординарную,обыденную житейскую жизнь,а глубокий смысл жизни человека с Богом , Его любовью, преданностью негодной «властелинам» мирским. По сей жизни тоска в слова закралась. А ведь так и было, наверно, на душе всех здравомыслящих тех времен ,трудных ,варварски уничтоженных самого светлого душой ,богатого русского человека -самой Руси — ( СССР ).
    Безбожники приумножались политикой времени : и я в том числе.. . Не слушали старших,не внимали словам истории: все мерки брали на себя : почему не так.., да вы не правы.., надо было… и … пр., и пр., «несли» своим тупым «умом и замутненным взглядом». Но ум» проснулся «, взор на окружение , начал проясняться… Продолжение следует!

  2. Игорь

    Когда ребёнком в советское время ехал на трамвае по Ленина, то всегда ждал, когда на мгновение выглянет колокольня из глубины улицы Тургенева. Это было так непохоже на всё вокруг, так чудесно и загадочно, влекло своей необычностью, хотя и слов-то таких никто не произносил — церковь, православие. Красота Божия всегда являет себя и красноречиво, без слов свидетельствует об Истине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели